Скорость под контролем. Как работает адаптивный круиз-контроль

Скорость под контролем. Как работает адаптивный круиз-контроль

Примитивные системы круиз-контроля на основе центробежного регулятора появились на американских автомобилях Peerless на заре прошлого века. После войны в США американский изобретатель Ральф Титор запатентовал устройство, которое оценивало скорость машины в зависимости от скорости вращения коленчатого вала, а с помощью электромагнитного клапана управляло дроссельной заслонкой. Первыми автомобилями, оснащенными такой системой, стали американские Chrysler и Imperial 1958 года. С развитием электронных технологий круиз-контроль обзавелся целым рядом новых функций, например позволяет в экстренном случае автоматически заторомозить автомобиль вплоть до полной остановки.

Как это устроено?

Система адаптивного круиз-контроля включает датчик(и) расстояния, электронный блок управления (ЭБУ) и исполнительные устройства. Датчик расстояния служит для измерения скорости и расстояния до впереди идущего автомобиля. В качестве датчика расстояния используются радары или лазеры различных типов. Радар излучает электромагнитные волны на объект и получает обратный сигнал — эхо. Скорость впереди идущего автомобиля оценивается по изменению частоты отраженной волны, а расстояние до машины — по времени возвращения сигнала. Установленные параметры преобразуются в электрические сигналы и передаются в блок управления.

Скорость под контролем. Как работает адаптивный круиз-контроль

Датчик расстояния устанавливается в переднем бампере или под облицовкой радиатора и имеет радиус действия до 150 м. В современных системах адаптивного круиз-контроля применяются несколько датчиков. Это позволяет расширить функциональные возможности системы и использовать их при движении автомобиля с малой скоростью на небольшой дистанции, например при движении в пробках.

Электронный блок управления принимает сигналы от датчиков расстояний, а также информацию от других систем, с помощью которых определяется скорость и дистанция до впереди идущего автомобиля, скорость управляемого автомобиля, угол поворота рулевого колеса, боковое ускорение и т. д. На основе этих данных ЭБУ сравнивает фактические параметры движения с заданными и формирует управляющий сигнал по изменению скорости движения. Получив сигнал от АСС, бортовой компьютер автомобиля задействует системы ABS, ESP, уменьшает подачу топлива, а при наличии автоматической (роботизированной) коробки передач понижает передачу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  В автомобилях появится аналог Siri — Casey

Как это работает?

Располагающийся на решетке радиатора радар находит впереди идущий автомобиль и регистрирует его. Адаптивный круиз-контроль поддерживает максимальную скорость, с которой вы хотите двигаться, и дистанцию до передней машины. Вторая функция — предупреждение об опасности столкновения. Если автомобиль впереди резко останавливается, система тут же предупреждает водителя звуковым сигналом и мерцанием красной проекционной линии на лобовом стекле. Одновременно система создает избыток давления в тормозной системе и подводит колодки максимально близко к тормозным дискам. Как только водитель снимает ногу с педали газа и переносит ее на тормоз, система тут же отрабатывает экстренное торможение. Параллельно включается оповещение об экстренном торможении позади идущих автомобилей — начинают моргать противотуманные огни и стоп-сигналы, включается «аварийка».

Скорость под контролем. Как работает адаптивный круиз-контроль

При отсутствии на дороге других автомобилей система поддерживает заданную водителем скорость. При ускорении или перестроении впереди идущего автомобиля происходит ускорение автомобиля до заданной водителем скорости. При замедлении или перестроении из соседнего ряда впереди идущего автомобиля происходит замедление автомобиля до заданной водителем дистанции. На низкой скорости замедление достигается за счет работы тормозной системы, на высокой скорости — за счет снижения мощности двигателя и, при необходимости, активизации тормозной системы.

News Reporter