Убийца «Теслы»?

До этого момента Tesla Model X была единственным электрическим кроссовером на рынке. Теперь инженерная экзотика для технократов, сделанная энтузиастами с большими деньгами, встретит продукт настоящей автомобильной компании, с историей и богатой инженерной школой. Электромобили Audi и Mercedes-Benz еще не представлены, но у «Теслы» уже наметилась первая в этом году проблема – Jaguar I-Pace. Сколько он может проехать без подзарядки и что его ждет в России? Сядем за руль, чтобы ответить на эти вопросы.

Зачем это вообще нужно «Ягуару»?

Несмотря на всю эксцентричность идеи, стратегия британцев проста, как расчеты бабушки, продающей семечки около метро. Рынок кроссоверов и не думает замедлять рост, но есть сегмент, который прибавляет еще быстрее – это электромобили.

Да, его емкость пока очень мала – в 2017 году в мире продано всего 1,3 млн машин на батарейках, но уже в 2018 их купят минимум вдвое больше. Так почему не соединить оба этих компонента успеха в одной модели?

При этом сделать дорогой электромобиль выгоднее дешевого – есть, чем покрыть огромную стоимость аккумуляторов. Fiat-Chrysler дорого заплатил за этот опыт, теряя в США на каждом электрическом Fiat 500e тысячи долларов. Не исключено, что каждый I-Pace окажется убыточен и для Jaguar, но выполнит роль имиджевой инвестиции – попытки занять место в сегменте, который еще не оккупировали немцы с их сверхприбылями.

Убийца «Теслы»?

Но зачем он нужен в России?

Кому у нас нужен очень дорогой электромобиль, лучше спросить российских владельцев «Теслы». Они вряд ли сочувствуют идеям гиков от экологии, но переплачивают за Model X миллионы, чтобы получить имидж, драйв и технологии. «Тесла» в России – это первый iPhone, так и не ставший официальным продуктом и мейнстримом. Ее покупают не благодаря, а вопреки.

I-Pace на этом фоне – сертифицированная альтернатива и даже более мощный источник эндорфинов.

Убийца «Теслы»?

Да, его 400 лошадей мощности меркнут на фоне характеристик Tesla Model X, но Jaguar все равно выигрывает в динамике (если не брать самую дорогую и безумную Model X P100D). Кузов iPace на 95 процентов состоит из алюминия – он попросту легче. При этом 650 кг (!) батареек производства LG здесь так же лежат под полом, обеспечивая фантастически низкий для кроссовера центр тяжести. В общем, задатки для еще одного драйверского «Ягуара» налицо.

А это вообще кроссовер?

Дорожный просвет в стандартном положиении опциональной пневмоподвески – травоядные 154 мм, так что I-Pace иногда так и хочется назвать хэтчбеком. Нажав на кнопку в салоне, клиренс можно поднять до 204 мм, но это временный режим, когда нормальная работа подвески принесена в жертву высоте.

Убийца «Теслы»?

Убийца «Теслы»?

Убийца «Теслы»?

Убийца «Теслы»?

Убийца «Теслы»?

По умеренному бездорожью Jaguar едет уверенно: два электромотора спереди и сзади обеспечивают полный привод, электроника умеет перераспределять тягу на колесо с лучшим сцеплением, кузов жесткий, свесы короткие. Предусмотрен даже внедорожный круиз-контроль, когда машина сама проезжает сложный участок на заданной скорости, и возможность преодоления полуметровых бродов. Впрочем, создавалась эта машина все-таки для других целей.

А почему у него такая странная форма кузова?

Благодаря отсутствию двигателя внутреннего сгорания инженерам удалось сильно растянуть базу и сдвинуть вперед салон, высвободив больше места для пассажиров и багажа. В итоге машина, длина которой меньше Jaguar F-Pace, получилась вместительнее внутри – чего стоит один 656-литровый (суммарно вместе с подпольем) багажник.

Убийца «Теслы»?

Убийца «Теслы»?

Убийца «Теслы»?

Убийца «Теслы»?

Убийца «Теслы»?

Убийца «Теслы»?

Убийца «Теслы»?

Убийца «Теслы»?

Убийца «Теслы»?

Убийца «Теслы»?

Убийца «Теслы»?

Убийца «Теслы»?

Конечно, хотелось бы видеть во внешности «машины будущего» больше технологического выпендрежа, как это сделали в BMW с линейкой i, но Jaguar и без того блещет на фоне аморфной Model X – самой некрасивой «Теслы» в истории. Зато у американки гораздо лучше обтекаемость. На кой черт вам опять сдалась аэродинамика, спросите вы?

Самый экономичный режим для бензинового автомобиля – езда по шоссе с большой скоростью. А для электромобиля он самый расточительный. И пока современные аккумуляторы по эффективности напоминают мешок со старыми пальчиковыми батарейками, хорошая обтекаемость кузова заметно сказывается на запасе хода – самой критической характеристике современного электромобиля. Но об этой грустной странице чуть позже.

Убийца «Теслы»?

А какие ощущения в салоне?

Начнем с того, что здесь дверные ручки а-ля Range Rover Velar, которые прячутся в кузов заподлицо. Эффектное решение, которое тестировали при критических минусовых температурах в Швеции, не всегда работает в Подмосковье при минус восемнадцати. Мы с этим уже сталкивались на примере Range Rover.

Все тоже самое можно сказать и про футуристичный интерьер с обилием экранов – выглядит красиво, но по опыту «Велара» может глючить на холоде. Прямо перед глазами в I-Pace электронная приборная панель, правее большой тачскрин мультимедии с высоким разрешением, чуть ниже него еще один тачскрин климатической системы, которая сохранила физические крутилки регулировки температуры.

Убийца «Теслы»?

В целом интерьер не оставляет сомнений, что это именно Jaguar, но в деталях он самобытен и даже непривычен. Например, традиционный кругляш управления трансмиссией здесь заменен кнопками D, N, R и P.

Просто жмешь клавишу D, слегка придавливаешь педаль газа, и I-Pace начинает медленно и бесшумно катиться вперед, словно здесь обычный автомат. К слову, к бесшумному движению электромобилей пока не привыкли не только водители, но и пешеходы. На парковках и подъездных дорожках перед вами то и дело выскакивают люди, не подозревая, что рядом едет двухтонная махина.

Убийца «Теслы»?

Прежде всего замечаешь мягкую работу подвески: даже в спортивном режиме I-Pace хоть и транслирует неровности в салон, но смягчает их и проглатывает, словно это не грубые дорожные португальские заплатки, а высыпавшиеся на дорогу кондитерские изделия. Видимо, из-за того, что I-Pace ни разу не пушинка, сказывается хорошее соотношение подрессоренных и неподрессоренных масс.

А что с обещанной динамикой и драйвом?

Представьте себе бешеный троллейбус, который сошел с ума и срывается с остановок, словно пушечное ядро. Суммарные 696 Нм двух электромоторов доступны с первых мгновений разгона, так что на вас проливается не просто поток мощности – вас сносит струей крутящего момента, как из пожарного брандспойта. Тихое и беспощадное ускорение хладнокровного убийцы километров.

Убийца «Теслы»?

Никаких задержек и раздумий: бац – и на спидометре максимально разрешенные 120 км/ч, на все про все около пяти секунд. И все под приглушенный самолетный свист в ушах. Волшебный пендель, чудо электричества, глухонемой автомобиль!

Сама по себе тишина даже немного притупляет ощущение скорости (все-таки мощные машины с бензиновыми моторами обрушивают на водителя и мощные звуковые эффекты), но в поворотах I-Pace хорош даже на гоночной трассе.

Убийца «Теслы»?

Британцы для этого включили в программу презентации португальский автодром Алгарве – и знали, что делают. Электрокроссовер слишком тяжел, чтобы сравнится с ягуаровскими спорткарами по уровню удовольствия и боковых перегрузок, но все равно удивительно легок в управлении, сбалансирован и послушен. Не зря I-Pace доводили на Северной петле. Руль сочетает легкость и точность, кренов практически нет. Чувствуется, что основной вес машины сосредоточен не высоко, а где-то под ногами. Такое ощущается не в каждом спорткаре.

Высокоскоростные повороты, торможения, шпильки – I-Pace неплох во всех дисциплинах. Тяжелая батарея внутри колесной базы позволила удержать развесовку в рамках идеальных 50 на 50, а передняя подвеска от F-Type – использовать ее наилучшим образом.

Убийца «Теслы»?

Есть и свои нюансы – в отличие от того же F-Type, здесь нужно нежнее работать с газом на выходе из поворота, потому максимальная тяга передается на колеса мгновенно и беспощадно. А рекуперация помогает тормозам и добавляет к замедлению перед поворотом дополнительные 0,4 g. Из-за этого на обычных дорогах I-Pace можно и вовсе водить «в одну педаль».

Убийца «Теслы»?

Реально можно ездить, не используя тормоз?

Еще одним выгодным отличием электромобилей остается возможность рекуперации – то есть возвращения части кинетической энергии в аккумуляторы во время езды накатом или торможения. А в «Ягуаре» рекуперация может быть очень жесткой (этот параметр настраивается в меню), когда электромоторы впитывают энергию обратно с такой жадностью, что машина мгновенно замедляется, стоит только снять ногу с педали газа.

Убийца «Теслы»?

Причем, в большинстве случаев этого уровня замедления хватает, чтобы ездить по городу и вообще не притрагиваться к тормозам. Конечно, такой стиль вождения требует привычки – ритм поначалу становится немного дерганым, пропадает езда накатом, но все усилия — ради благого дела. Увеличения пробега!

Так сколько он реально проезжает на зарядке?

К несчастью инженеров Jaguar, мы в дороге пользовались всеми благами цивилизации: слушали музыку, пользовались кондиционером и заряжали телефоны, как сделали бы это в любом другом нормальном автомобиле. Клиенты же не собираются делать какие-то скидки машине с такой ценой?

Убийца «Теслы»?

И вот тут начинается занимательная математика. К началу поездки аккумуляторы были заряжены на 95 процентов, а через 104 км приборка показывала уже 63 процента. Таким образом, при том же расходе энергии полностью заряженный I-Pace мог бы покрыть 324 км.

И это в условиях теплой летней погоды, жестком режиме рекуперации и умеренном темпе езды – отрывались мы уже на треке. Конечно, эти расчеты все еще субъективны, но взяты из реальной жизни, а не из брошюр.

Убийца «Теслы»?

А ведь в России условия еще хуже…

Для мегаполисов этот пробег не приговор, но горькая пилюля от восторженных ожиданий. А ведь аккумуляторам придется работать и зимой! Помните смартфоны, которые начинают сходить с ума на морозе? С холодом и жарой в «Ягуаре» борются с помощью системы подогрева и охлаждения.

Оказывается, батареям нравится тот же самый температурный режим, что и человеку – между 20 и 30 градусами. Жидкостный контур вокруг батарей может заранее подогреть их утром до оптимальной температуры, используя внешнюю энергию от кабеля зарядки. Посмотрим, как это будет работать в реальной жизни.

Убийца «Теслы»?

Аккумуляторы также имеют неприятное свойство с годами терять эффективность. В общем, есть довольно много острых камней, о которых боязно вспоминать. Пока что Jaguar просто дает на батарею восьмилетнюю гарантию, но речь не о падении эффективности, а ее работоспособности в принципе.

А что из плюсов?

Владея I-Pace, можно забыть о тридиционных межсервисных пробегах, индейских плясках с доливом масла, визитах на заправки – и все это, конечно, не в пользу дилеров.

Убийца «Теслы»?

С помощью смартфона зарядку I-Pace можно запрограммировать на ночь, когда цена электроэнергии дешевле. Это прямая выгода, или она уже заложена в цену электромобиля?

В Великобритании новинка стоит минимум 63 495 фунтов – это самый дорогой Jaguar, а у нас, очевидно, можно ожидать базовую цену I-Pace в районе пяти-шести миллионов рублей – многое зависит от возможной отмены ввозной пошлины на электромобили. И да, это все равно будет более быстрый и доступный аналог обычных версий Tesla Model X.

Убийца «Теслы»?

Официально цены объявят ближе к осени. Пока I-Pace остается историей со многими неизвестными и вместе с тем удивительным аттракционом, который стоит испытать.

Если в этом году мы уже пожаловали титул лучшего кроссовера Lamborghini Urus, титул лучшего внедорожника новому Mercedes-AMG G 63, то лучшим новым электрическим автомобилем быть «Ягуару». m

Jaguar I-PaceНравитсяДинамика, управляемость, оригинальность, качество проработкиHe нравитсяВопросс запаса хода и старения батарей по-прежнему октрытВердиктСамый совершенный электромобиль на текущий моментДве электромотора, 400 л.с., 696 Нм-0-100 4,8 с, 200 км/ч, запас хода 480 км2133 кг

News Reporter