«Инновация» — одно из тех слов, которые кажутся простыми и понятными, однако попросите различных людей объяснить, что оно означает, и получите множество разных ответов. Чтобы еще больше запутать дело, это понятие нередко используют как эквивалент «изобретению». Приемлемое определение инновации предлагает Питер Друкер: «Инновация — это специфическое орудие предпринимателей, средство, позволяющее им осуществлять дифференциацию своего бизнеса или услуги».

Это нечто гораздо большее, чем расширение линии продуктов или хорошо продуманный брендинг. В своей книге «Инновация и предпринимательство» (Innovation and Entrepreneurship) Друкер высказывает мысль о том, что наш подход к инновациям требует изменений, аналогичных тем, которые произошли в XIX веке в области научных исследований.

Некогда изобретательская деятельность связывалась с одиноким гением, одолевавшим множество препятствий, полагаясь на вдохновенные озарения, которые только и позволяли ему порождать новые идеи.

С течением времени эта деятельность претерпела перемены.

Она стала «квазинаучной», плановой, организованной, предсказуемой, упорядоченной и весьма надежной. Друкер доказывает, что если компания хочет стать более предприимчивой и новаторской, ей следует произвести нечто подобное в отношении инноваций.

Их больше нельзя рассматривать как относящиеся к сфере блестящих идей, время от времени осеняющих некоторых сотрудников отделов исследований и разработок.

Внедрение инноваций должно стать непрерывным, охватывающим предприятие в целом, требующим совместных усилий и ориентированным на потребителя. Компания, всерьез воспринявшая инновации, вступает на долгий и зачастую совсем не знакомый ей путь.

Предприниматели — это отдельные люди и компании, которые используют инновации к собственной выгоде.

Преобразования представляются им нормальным порядком вещей, они хватаются за любую возможность начать работать по-новому.

Французский экономист Ж. Б. Сэй, возможно, был первым, кто дал определение понятия «предприниматель». Он писал: «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из сферы низкой в сферу высокой производительности и большей прибыльности».

Сэй определял предпринимательство в терминах предложения, как изменение прибыльности ресурсов. Однако его можно определить и в терминах спроса — как изменение ценности и меры удовлетворения, которое получает от ресурсов потребитель.

Гэри Хэмел, один из ведущих специалистов в области инноваций, глава инновационной консультирующей фирмы Strategos, считает, что новаторы, как правило, видят мир через четыре различные «линзы».

Они внимательно вглядываются в общепринятое и оспаривают его; они стремятся изменить мир и сознают революционный потенциал изменений; они отождествляют себя с потребителем и предугадывают его запросы; они видят в своих организациях не столько деловые предприятия, сколько соединение определенных наработок и мастерства. Преданные инновациям компании неизменно ищут новые способы создания и предоставления ценности.

Они постоянно внимательно отслеживают происходящие изменения, усматривая в них возможности делать что-либо по-новому, не так, как прежде.

News Reporter