И дело здесь не только в том, что функционирование капиталистического механизма хозяйствования закономерно периодами застоя производительных сил, обусловливает хищническое отношение к природе, периодически приводит к социальным катаклизмам (войнам, кризисам), во время которых происходит разрушение материального богатства, социально-трудовых потенций людей и даже прямое их уничтожение. Дело также не только в том, что механизм эксплуатации сущностное связан с поляризацией социально-классовых групп по их положению в обществе, т. е. с ростом разрыва между ними в рамках возвышающегося в целом (точнее, в среднем) благосостояния, в том числе с устойчивым воспроизводством фактически неравных возможностей реального доступа к духовным благам и к управлению общественными процессами.

Существенно важным (и все более важным) моментом, усиливающим настоятельность для человечества поворота к иному прогрессу, выступает необратимое в рамках капитализма специфическое развитие системы потребностей трудящихся масс.

Его специфика (в отличие от прогрессивного возвышения потребностей в условиях социалистической целенаправленности развития) — формирование потребительского характера системы потребностей.

Тенденция к выведению «породы» человека-потребителя становится фактором и формой стандартизации личности, что прямо противоположно коренным интеросам трудящихся — созданию общественных условий для их свободного развития.

Логика нарастания потребительства и стандартизации личности трудящихся в общих чертах следующая.

Для производства как технологического процесса развитость интеллектуальных и — социальных свойств личности работника важна постольку, поскольку она соразмерна применяемым технико-технологическим и организационным средствам. В то же время изменение условий, содержания и форм организации труда в направлении, расширяющем условия для развития личности работников, мотет оказаться необходимым для повышения производительности труда, для привлечения работников к производству.

News Reporter