Метод «от достигнутого» порочен еще и по той причине, что в базу закладываются все существовавшие ранее приписки. Значит, в выигрышном положении оказываются коллективы, допустившие прежде перерасходы и другие нарушения в оплате. И это еще больше воспитывает примиренчество по отношению к припискам.

Некоторые руководители даже взяли на вооружение такую тактику — раз в четыре-шесть лет с треском проваливать все плановые показатели. «База» для планирования «от достигнутого» упадет на порядок ниже и, следовательно, в последующие годы можно жить повольготней, не держаться за каждый рубль, каждую тонну металла и цемента.

Такая тактика — результат вполне очевидной вещи: зарплата в конечном счете выдается безотносительно к народнохозяйственным итогам деятельности треста, не зависит от ввода объектов в эксплуатацию и суммы затраченных на его сооружение средств.

При нынешних урезанном хозрасчете зарплата не является остаточной результирующей величиной, как, скажем, у болгарских строителей.

И следовательно, нет «железной» надобности наводить порядок в планировании и вообще на стройке, снижать издержки производства, чтобы уложиться в смету и даже в меньшую сумму, получить все сто процентов причитающейся зарплаты, а заодно увеличить прибыль, из которой начисляются премии. Все это не воспитывает у людей чувство хозяина, хотя мы по Конституции являемся хозяевами всего общественного достояния.

Эксперимент в Саратове. Видя, как полмиллиона мастеров, прорабов, нормировщиков, бригадиров, тратя примерно пятую часть рабочего времени на расчет зарплаты, занимаются подчас пустым делом, некоторые руководители предлагают поступить, так сказать, по-честному вообще отказаться от нарядов, легально перейти на повременную оплату вместо нынешнего ее полулегального существования под видом сдельщины.

Но как в этом случае добиваться высокой интенсивности труда?

Ведь стройка не конвейер, где хочешь не хочешь, а поддерживай заданный ритм.

News Reporter