Задумайтесь об отношениях с близкими вам людьми — своим ребенком, родным братом или сестрой, родителем, супругом, лучшим другом. Случалось ли вам, посмотрев на кого-нибудь из своих близких, буквально почувствовать, что с ним происходит, без всяких объяснений с их стороны? Это чувство Гоулман называет первичной эмпатией, а Гладвелл умением читать мысли.

Живя с Еной, я научился распознавать нюансы состояния ее внутреннего мира — по выражению ее лица, ее позе, по тону ее голоса, по глазам.

Любой человек, даже совсем не чувствительный, постоянно взаимодействуя с тем, кто ему небезразличен, развивает схожие способности. В книге историка искусств Джеймса Элкинса «Объект возвращает взгляд: о природе способности видеть»1 есть трогательное описание того, как герой развивает в себе эту способность чувствовать своего партнера: «Я могу понять многое из того, что думает моя жена, прежде чем она произнесет хоть слово, я угадываю изменения ее настроения по признакам столь слабым, что их никому не заметить…

Я могу сказать ей, что она обеспокоена или устала, прежде, чем она сама обратит на это внимание. «Ты чем-то расстроена?

» — спрашиваю я, и она отвечает: «Я? Похоже, ты прав».

И это чудесное знание делает нас все ближе и ближе друг к другу.

А ведь когда мы встретились, ее лицо было для меня почти маской, я видел только его очертания.

Теперь лицо моей жены не перестает говорить со мной, даже когда она спит…

Бывает, я просто смотрю на нее и молчу… Мой посыл ей очень слаб, он — как легкая рябь на глади бассейна.

Но она отзывается сразу же. Мы как стенки одного сосуда, будто вода между нами подернута дрожащей сеткой волн. Вглядываться в ее лицо, пока она всматривается в мое, наблюдать влажные движения ее глаз, от одного замирания до другого, — незабываемое переживание.

По сравнению с этим, все другие виды общения — грубость». Вот что такое первичная эмпатия в своей высшей форме — способность чувствовать то, что чувствует другой.

Гоулман в своей книге объясняет, как это происходит: за первичную эмпатию отвечают определенные нейроны головного мозга, neuroni specchio, или «зеркальные нейроны».

Их открытие стало одним из величайших достижений социальной нейробиологии.

Зеркальные нейроны обнаружены в различных участках мозга человека.

Они возбуждаются при наблюдении за выполнением действий другим существом и обладают очень высокой чувствительностью к эмоциональным состояниям других людей.

Их основное назначение в том, чтобы воспроизводить такое же эмоциональное состояние внутри нас самих. Приходилось ли вам, пребывая в состоянии душевного равновесия, сталкиваться с человеком в отвратительном настроении?

Возможно, это был раздраженный клиент в очереди перед вами. Или случайный прохожий, который «одарил» вас недовольной гримасой.

Что вы после этого чувствуете?

Или наоборот: настроение у вас — так себе. И тут вы встречаете приятеля, который кричит вам: «Привет!

» — и широко улыбается. Как вы теперь?

Одно из объяснений нашей способности реагировать на эмоциональные состояния других людей заключается в том, что наши зеркальные нейроны воспроизводят те же состояния внутри нас. Но как зеркальные нейроны узнают о том, что чувствуют другие?

Как распознают, счастлив ли некто, разгневан ли, печален ли, испытывает ли он страх? Похоже, что большая часть информации передается языком телодвижений — в особенности выражениями лица.

«Зеркальные нейроны отвечают за то, чтобы увидевший на вашем лице определенное выражение был в состоянии и сам испытать те же чувства, что и вы, причем испытать немедленно», — пишет Гоулман. Роль глаз здесь очевидна.

Лицо — наиболее эмоционально выразительная часть тела человека, а глаза и прилегающие к ним области — наиболее выразительный участок лица.

News Reporter