Главный просчет авторов системы стимулирования в проектном деле, думается, состоял в том, что руками проектировщиков они намеревались упорядочить в целом инвестиционный процесс. Упорядочить его, оказалось, можно лишь совместными усилиями проектировщиков, заказчиков, строителей, лишь поставив их в условия, когда они и хотят, и могут самыми эффективными методами выполнять поставленные из единого центра стратегические задачи. Эти условия — полный хозрасчет, самостоятельность, самоуправляемость.

И при косвенном плановом руководстве у центральных органов будет хватать задач, решить которые под силу только им. Пора бы министерствам, плановым и финансовым органам всерьез заняться, скажем, совершенствованием структуры и схем размещения проектных организаций.

Рекомендаций на этот счет немало — слишком очевидны неполадки во взаимоотношениях комплексных и специализированных проектных организаций, потери от роста числа мелких подразделений. Предлагается, скажем, создать на договорных началах объединения во главе с крупной строительной организацией, которые включали бы научное подразделение (для выработки рекомендаций по технологическим процессам), конструкторское бюро (способное взяться за создание специального оборудования), проектное и монтажное подразделения.

Но все остается в стадии разговоров, так как «верхи» перегружены мелкой работой. Они, видите ли, держат под контролем даже квартальные планы институтов, хотя, кроме бесполезной, а временами и вредной суеты это мало что дает.

Разве что оттачивается изворотливость плановиков «внизу», изворотливость, в конце концов преодолевающую все рогатки. Большая работа предстоит и для регламентации стоимости проектно-изыскательских работ.

Не раздувая ее и не занижая искусственно, надо бы найти такую «золотую серединку», чтобы денег хватило для вариантной проработки проектных решений.

News Reporter