К. Маркс рассмотрел такой подход к пониманию противоречий и процесса развития в полемике с П.-Ж. Прудоном, оценил такой подход как «тупик, из которого трудно выбраться с помощью законных средств». «Нищета философии», «Метафизика политической экономии» — так диагностические названы книга и ее глава, рассматривающие взгляды П.-Ж. Прудона.

«Тот, кто ставит себе задачу устранения дурной стороны, уже одним этим сразу кладет конец диалектическому движению»,- пишет К. Маркс.

Действительно, диалектический метод предполагает проникновение в существо единства противоположностей, устойчивости развивающегося, позволяет понять причины, сущность, а значит, объективные исторические границы существования и противоборства дурной и хорошей сторон данного процесса. Он позволяет выработать стратегию и тактику практических действий, основанную на знании причин, а не следствий, на борьбе с причинами, а не со следствиями.

Диалектика — метод, годный для подготовки и осуществления кардинальных перемен, для сохранения наличного хорошего путем его так называемого диалектического снятия, тогда как прудоновская метафизика открывает дорогу лишь для бурной, активной и изобретательной деятельности по консервированию достигнутого, ведет к застою и деградации.

Метафизика в понимании противоречивости общественно-экономического строя проявляется и в том, что раздвоение единого и борьба противоположностей воспринимаются всегда как противостояние двух явлений, качеств, каждое из которых внутри себя якобы непротиворечиво.

Например, один из самых популярных сюжетов официальной политэкономии социализма состоит в том, что формы и методы хозяйствования устаревают, а вот, проявляющиеся в них содержание и сущность — нет. Дело выглядит так, что прежние, неизменные сущность и содержание должны приспособиться к новым внешним обстоятельствам (это могут быть НТР, происки империализма, рост культурного уровня населения и т. д. и т. п.).

News Reporter