По инициативе райкома партии и райисполкома был создан так называемый куст качества. В него вошли представители 16-й мастерской Моспроекта, заказчики, строители и Госархстройконтроль. Вся работа «куста качества» сводилась к обследованию, обсуждению и критике работы строителей.

Ни разу за два года (1980- 1981) не возникал вопрос о качестве работы зодчих, об архитектурно-планировочных решениях.

Это была пресловутая средняя архитектура, которая, казалось, всех устраивает.

А теперь, когда микрорайон, в основном, закончен, когда в нем проживает уже свыше 120 тысяч человек, когда заканчивается сооружение объектов культбыта, все видят, какая это скучища. При столь благоприятных природных данных (рядом Москва-река, живописный рельеф) усилиями архитекторов и строителей создана огромная площадка, загроможденная «жилыми контейнерами» разной этажности.

Нет спора: в ряде домов улучшена планировка, квартиры удобны и благоустроены, но… ведь не хлебом единым живы мы. Почему ГлавАПУ, орган авторитетный, имеющий достаточно прав, так спокойно пропускает серые и безликие проекты?

Идем на жертвы, отводим под строительство ценные земли, отнятые у сельского хозяйства (кстати, в 60-е годы Строгино было утверждено в качестве зоны отдыха горожан), а оставляем будущим поколениям весьма сомнительные с точки зрения архитектуры творения рук человеческих.

Конечно, не только зодчие, но и заказчик обязан думать о будущем. Потомки станут судить о нас не только по тому, как мы боремся за новую жизнь в песнях, стихах, литературе, музыке, но и — в первую очередь — по тем памятникам материальной культуры, которые после нас останутся.

А это не только Дворец съездов и гостиница «Россия», но и многочисленные жилые массивы.

Словом, немало просчетов допущено по вине самих зодчих. В то же время архитектура, как и любое крупное общественное явление, — не только ответчик, но и истец.

Она — слепок эпохи, отражает ее духовную суть и материальное состояние. Значит, претензии надо предъявлять не только к архитекторам.

News Reporter