Важный вывод, заключается в том, что не следует думать, будто все или почти все выполняемые в данной отрасли программы НИОКР предназначены, только для продукции этой отрасли. Необходимо также внимательно рассмотреть большие межотраслевые различия в отношениях выделяемых компаниями средств на НИОКР к объемам продаж этих компаний и проанализировать причины этих различий.

Существенное значение здесь, как выясняется, имеют три момента. Во-первых, отрасли сильно отличаются по тому, какое значение потребители их продукции придают улучшению ее качества.

В некоторых отраслях условия сбыта продукции второго сорта не намного хуже, чем первосортной, ибо покупателей мало заботит разница в качестве; в других же отраслях изделия второго сорта оцениваются сравнительно невысоко. Например, совершенствование лекарственных препаратов, по-видимому, имеет большое значение для потребителей, то есть они готовы платить больше за более эффективные медикаменты.

Не удивительно, что в подобных отраслях отношение затрат на НИОКР к сумме продаж обычно высокое.

Во-вторых, отрасли, видимо, сильно отличаются по степени легкости, с которой НИОКР приводят к значительным изобретениям.

Хотя понятие «научная база» той или иной промышленной отрасли весьма расплывчато, трудно отрицать, что некоторые отрасли, в частности электроника и химия, теснее других связаны с фундаментальными науками и что по этой причине эффективность определенного объема НИОКР может быть в них выше, чем в других отраслях. В-третьих, отрасли отличаются по их экономической структуре.

Отрасли, состоящие из множества очень мелких фирм, вряд ли могут расходовать на НИОКР столько же средств, сколько менее распыленные отрасли. Конечно, то обстоятельство, что некоторые отрасли расходуют на НИОКР гораздо больше средств, чем другие, не означает, что последние тратят на эти цели слишком мало.

Как мы уже отмечали в гл. , темпы технического прогресса в данной отрасли зависят от характера и объема НИОКР, выполняемых не только в ней самой, но и в других отраслях.

News Reporter