Так, коллектив КрымНИИпроекта — основная проектная организация области — добился выработки в 4540 руб. на человека, хотя такая «производительность» даже для технологических институтов считается чрезвычайно завышенной, т. е. работа этого института направлена на вал, у специалистов просто нет времени и сил для архитектурного творчества. В основном на «вал» направлена и деятельность комбината Крымспецстрой Минпромстроя Украины. А этого легче добиться с помощью панельного домостроения.

Долгие годы Ялту застраивали одним типом дома.

Но таким способом выразительным город не сделаешь.

Поэтому Госстрой УССР разрешил пятую часть построек возводить из монолитного железобетона, что позволит разнообразить архитектуру.

Однако строители не хотят развивать этот вид домостроения, так как у них возрастут трудозатраты, а производительность в денежном выражении временно снизится. Не помогают и доводы о том, что благодаря монолиту будет сэкономлен металл, цемент, уменьшатся объемы земляных работ, что особо целесообразно в условиях горной геологии и 8-9-балльной сейсмики.

Нет, превалирует сиюминутный ведомственный интерес.

А порожден он порочной системой оценки труда строителей по валовому показателю — по так называемому общему объему работ.

И, наконец, заказчики.

Их в Ялте много, и их интересы сосредоточены на получении квадратных метров жилья и только.

Ответственные за качество градостроительства местные органы архитектуры пока бессильны что-либо изменить.

Конечно, это не только, даже не столько вина того же комбината Крымспецстрой, что его возможностей хватает только на возведение одной серии домов. Ведь он готовит себе производственную базу не на свои деньги — его «собственные» деньги централизируются министерством, а потом уже в виде государственных капвложений спускаются сверху вниз на строго определенные (определенные, естественно, наверху) цели.

Но в Госстрое, в других органах ошиблись (это сегодня уже можно точно сказать), сделав ставку на сборный железобетон.

News Reporter