При нехватке жилья формирование стабильного строительного коллектива затягивается на долгие годы. Стройка попадает в положение человека, который хочет выпрямиться, наступив на полу собственного пальто. Новые производственные мощности вступают в строй не только с двух-, трехлетним опозданием против нормативных сроков, да и плановых тоже, но и без необходимого количества жилья.

По этой причине нельзя принять нужное число специалистов. Оборудование простаивает, как происходит сейчас, например, на ряде предприятий химической промышленности и минеральных удобрений, сданных в эксплуатацию два-три года назад.

Верно говорят: скупой платит дважды. Но если бы только одной этой причиной объяснялось появление на свет «оголенного» промышленного объекта!

Основное производство, инженерное обеспечение, жилищно-бытовая сфера — вот три материальные части единого организма промышленного предприятия. Примерно десять этапов включает процесс их создания.

Однако лишь на двух стадиях — перспективного планирования и технико-экономического обоснования — все три части объекта рассматриваются как единое целое. К такому выводу пришли специалисты ВНИИ организации, управления и экономики нефтегазовой промышленности.

На всех остальных — проектирования, планирования, финансирования и т. д. — развитие производственной и социальной сфер предприятия разорвано.

И это открывает возможности для волевых решений.

Бывает, чтобы легче включить стройку в план, заказчик с проектировщиками умышленно занижают ее стоимость.

Потом это обнаруживается, сметная стоимость растет, а капитальных вложений в обрез. И чтобы пустить мощность в эксплуатацию, недостающие деньги «срезают» с жилищно-бытовых и коммунальных объектов.

Каких-то обязательных процедур, запрещающих это делать, нет. Нет и стоящей методики определения потребности в жилье.

Сказываются и уже упоминавшиеся ранее огрехи в планировании подрядной деятельности.

News Reporter