Согласованный с Госкомтрудом и Госпланом, доведенный до министерств, такой план уравняет в правах новую технику и новые методы хозяйствования. А может быть, как уже говорилось, следует изменить статус МВК. Ведь эффект, как правило, выше, если тот, кто планирует что-то, отвечает за реализацию намеченного. Возникает и такой вопрос.

Скажем, новая затирочная штукатурная машинка ныне именуется рационализаторским предложением, а подчас изобретением.

Почему такое право не распространено на новые экономические решения?

Они ведь — та же рационализация, а чаще — изобретения.

Не является ли дискриминация, которой подвергаются экономические открытия, тормозом на пути совершенствования методов хозяйствования? Пока не разработан и вопрос о материальном поощрении за внедрение в практику экономических новинок.

Это, конечно, явная брешь в нынешней системе управления хозяйственными экспериментами, системе, которая должна включать планирование, организацию, контроль за проведением опытов, а также стимулирование за разработку и внедрение научных открытий. Таковы некоторые размышления об экспериментировании, если оставаться на позиции жестко директивных методов управления предприятиями.

Но ведь из рассказанного видно также, что чрезмерная «зацентрализованность» порой сковывает экономическое творчество снизу, а это сегодня нетерпимо. Вряд ли можно расширить права трудовых коллективов в проведении экспериментов без расширения их самостоятельности (естественно, неразрывно связанной с ответственностью) в основной хозяйственной деятельности, т. е. в планировании, снабжении, организации оплаты труда.

«Наука» бригадного подряда.

Несмотря на явный успех некоторых поисков, сказать, что они значительно преобразили деятельность подрядных организаций, было бы большой натяжкой.

При внимательном рассмотрении достигнутых результатов замечаешь, что сила, заложенная в их открытиях, чаще всего оказывается «вещью в себе».

News Reporter