Темпы роста производительности труда в США с течением времени значительно менялись. Существуют веские доказательства того, что они возрастали как после первой, так и после второй мировых войн. Вместе с тем имеются признаки того, что, хотя темпы научно-технического прогресса после второй мировой войны, возможно, и были несколько выше, чем в предвоенный период, разница эта была меньше, чем разница в темпах роста производительности труда за те же периоды.

Компании и правительственные учреждения постоянно пытаются прогнозировать темпы и направления технического прогресса.

Обычно такие прогнозы основываются на оценках экспертов, на экстраполяции выявленных статистически тенденций, а также на математическом моделировании процесса создания и внедрения новых продуктов и производственных процессов. Употребление довольно сложных моделей в этой области лишь только начинается.

В настоящее время такие модели, по-видимому, лучше приспособлены для прогнозирования тенденций распространения тех новых методов и продуктов, использование которых уже началось, чем для прогнозирования будущих изобретений и их последствий.

Прежде всего необходимо отметить, что организованное использование науки в целях развития техники представляет собой сравнительно новое явление.

До середины XX в. связь между наукой и техникой была весьма слабой. Периоды расцвета науки не совпадали с периодами наиболее быстрого прогресса техники.

В тех же случаях, когда они расцветали одновременно, это не обязательно происходило в одном и том же месте.

В целом наука в гораздо большей степени была обязана технике, чем наоборот.

Например, магнетизм стал известен эмпирическим путем и использовался в течение веков для изготовления компасов, прежде чем физики начали изучать это явление в XV и XX вв. Во второй половине прошлого века наука и техника стали развиваться в несколько более тесном контакте, и в некоторых областях наука начала идти впереди техники. ?

News Reporter