Почему для одних случаев справедливо утверждение, что на крупнейшие фирмы приходится непропорционально большая доля научно-технических новшеств, а для других — нет? Согласно одной из теорий, на долю этих фирм приходится непропорционально большая часть технических новшеств в тех случаях, когда: 1) новшество требует слишком больших капиталовложений сравнительно с размерами фирм — потенциальных его применителей; 2) минимальный размер фирмы, при котором можно применить новшество, больше среднего размера фирм в отрасли и 3) средний размер четырех крупнейших фирм в соответствующей отрасли промышленности намного больше среднего размера всех фирм, которые могли бы использовать новшество. Наконец, следует отметить еще три момента.

Во-первых, приведенные результаты целиком основаны на сравнении четырех крупнейших фирм с остальной отраслью. Если сравнивать фирмы, различные по размерам, то есть основания утверждать, что во всех этих отраслях промышленности несколько крупнейших фирм осуществили не больше научно-технических новшеств — относительно к их размерам,- чем менее крупные фирмы (значительно менее крупные в сталелитейной промышленности).

Во-вторых, самые мелкие сталелитейные, нефтеперерабатывающие и угольные компании за последнее время, очевидно, вводили меньше новшеств по сравнению с крупными и средними фирмами, чем в период до второй мировой войны. Возможно, отчасти причиной этого изменения явилась возросшая стоимость опытно-конструкторских разработок и большая сложность технологии.

В-третьих, имеется, кроме того, некоторое ограниченное количество данных, относящихся к железнодорожному транспорту.

Если исходить из небольшой выборки наиболее важных новшеств XX в., то, по-видимому, четыре крупнейшие железнодорожные компании ввели непропорционально-большую долю новшеств по сравнению с остальными компаниями.

News Reporter